Вязание кружковая работа


  •  

     

    Морозова Елена Валерьевна

     

    Аннотация. Несовершенство механизмов межведомственного взаимодействия, отсутствие единых методологических подходов в психосоциальном сопровождении больных, находящихся на постоянном проживании в учреждениях социальной защиты населения психоневрологического профиля и потребность в регулировании деятельности специалистов данных учреждений рождает необходимость приведения их работы к общей интегративной концепции в соответствии с основными международными тенденциями, что требует разработки и внедрения эффективной технологии мониторинга и организации реабилитационного процесса психологами, медицинскими психологами, социальными педагогами, воспитателями упомянутой категории больных. Статья раскрывает перспективные возможности совершенствования организации реабилитации психоневрологических больных и посвящена организационно-методической разработке новой формы учета междисциплинарного психосоциального сопровождения инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях психоневрологического профиля в русле интегративного подхода, знакомит читателей с эффективным инструментом в виде документа — «Психосоциальная реабилитационная карта» (ПРК), с описанием технологии ее ведения, позволяющей отслеживать динамические изменения и качество реабилитации больных, вклад каждого специалиста в обеспечение психосоциального сопровождения инвалидов, а также наглядно отражающей уровень эффективности и доступности организованной в учреждении реабилитационной среды.

    Ключевые слова: психосоциальное сопровождение, индивидуальная программа реабилитации, психосоциальная реабилитационная карта (ПРК), междисциплинарные реабилитационные подходы, мониторинг и технология психосоциального сопровождения.

     

    Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

     

     

    Современная ситуация развития социальной ответственности государства в отношении реабилитации инвалидов на данном этапе претерпевает «новейший период», учитывающий необходимость адаптации всех существующих реабилитационных подходов к основным международным тенденциям в данной области. Основные международные положения в отношении реабилитации инвалидов сфокусированы на консолидации усилий всей совокупности ресурсов и факторов, обеспечивающих эффективную качественную и достойную жизнь нуждающимся в ней людям.

    Магистральным направлением социальной политики государства является переориентация социальных стратегий и приведение их в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной нашей страной, совершенствование реабилитационных подходов психосоциального сопровождения в соответствии с международными требованиями социального обеспечения с учетом Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее МКФ), принятием нового Федерального Закона «Об образовании», положениями Национального стандарта РФ «О социальном обслуживании населения» и «О реабилитации инвалидов» и программой «Доступная среда», акцентирующих важную роль личностного реабилитационного потенциала и всех соответствующих прав и свобод человека независимо от имеющихся дефектов. [5; 6; 7; 13; 14; 16; 17; 18; 19].

    Особую группу среди инвалидов составляют психоневрологические больные, которым требуется полимодальный комплекс медико-социального обеспечения (медикаментозного, различными техническими средствами реабилитации, санитарно-гигиеническим уходом), а также включение в реабилитационный процесс широкого круга специалистов психосоциального профиля.

    Несмотря на государственные стратегии социального обеспечения и заметный вклад специалистов учреждений психоневрологического профиля, комплексное, пролонгированное системное психосоциальное сопровождение психоневрологических больных в настоящее время на практике в основном находится на декларируемом уровне. Данная ситуация обусловлена как отсутствием единого методологического подхода к совместной деятельности смежных специалистов в работе с психическими больными, так и отсутствием достаточного количества самих специалистов подготовленных в этой области, а также объективных организационных условий в учреждениях и ведомствах для создания подобных междисциплинарных психосоциальных служб. В то время как потребность в комплексном сопровождении на основе междисциплинарного подхода для этой категории граждан очевидна и обусловлена и спецификой их диагноза и спецификой жизненной ситуации этих больных.

    Для многих психоневрологических больных, имеющих выраженные ограничения в основных сферах жизнедеятельности, существует острая необходимость не только во внимании врачей, медицинских сестер, санитаров и социальных работников, но и иных специалистов, оказывающих множественный спектр психосоциальных реабилитационных услуг. Особенно данный вопрос актуален для стационарных учреждений психоневрологического профиля, где проживают инвалиды в отрыве от семьи и широких социально-общественных взаимосвязей.

    Инвалиды психоневрологических интернатов являются наиболее социально дезадаптированными категориями населения в нашей стране. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и психосоциальном обслуживании намного выше. Данная категория больных встречается с большими психосоциальными трудностями и ограничениями в трудоустройстве, получении образования, повседневном общении и семейных взаимоотношениях, организации самообслуживания и культурно-досуговой деятельности.

    Как правило, определение инвалида в психоневрологический интернат с последующим проживанием обусловлено хроническими психическими расстройствами и выраженными нарушениями функций, а также определенной социальной ситуацией развития (отсутствие близких родственников, семьи или невозможности обеспечения ухода за таким больным) в результате которой человек не может находиться дома и вынужден проживать в интернате. Сложность контингента больных психоневрологического профиля имеет полимодальный характер и заключается в неоднородности половозрастного состава, специфических условий жизни, которые формируют эффект госпитализма и стихийные (дезадаптированные) формы социализации. При этом, осложненный в нозологическом отношении контингент, в связи с периодически меняющимся психическим состоянием, с учетом сезонных факторов (имеющий сочетанные нарушения в психической и соматоневрологических сферах), обусловливающие ограничения способности к ориентации в окружающей действительности, передвижению, самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению и работоспособности, нуждается не только в санитарно-гигиеническом уходе, но и в постоянном внимании психологов, воспитателей, трудинспекторов, инструкторов по физической культуре. Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах, невозможна без предоставления им всего спектра реабилитационных услуг, соответствующих их психологическим, социальным и биологическим потребностям в условиях созданной эффективной, доступной реабилитационной среды.

    Понимание смыслового значения эффективности и доступности среды, с точки зрения вышеуказанных международных подходов, необходимо трактовать в самом широком смысле слова (кадровой, образовательной доступности, реабилитационной, лечебной, культурно-досуговой и отношенчески гуманной, профессиональной, информационной и др.), а не только с точки зрения градостроительного удобства), с учетом максимальной ориентации всех специалистов на личность и индивидуальные потребности каждого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что на данном этапе пока является трудновыполнимым условием в силу объективно существующих причин.

    Приведение существующих подходов к реабилитации инвалидов в соответствие с международными и их так называемая «синхронизация» диктует необходимость активного поиска новых социальных ресурсно-развивающих реабилитационных технологий, что в последнее время обостряет поисковую активность специалистов в разработке современных механизмов, форм и методов сопровождения психоневрологических больных [1; 2; 3; 4 8; 9; 10; 11; 12].

    Также сложности обусловлены несовершенством механизмов межведомственного взаимодействия, отсутствием единых методологических подходов в психосоциальном сопровождении больных, находящихся на постоянном проживании в учреждениях социальной защиты населения психоневрологического профиля, и потребностью в регулировании деятельности специалистов данных учреждений, порождая необходимость приведения их работы к общей интегративной концепции в соответствии с основными международными тенденциями, что требует разработки и внедрения эффективной технологии мониторинга и организации реабилитационного процесса больных, в которых участвуют психологи, медицинские психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.

    Одной из основных проблем больных, проживающих пожизненно в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, является отсутствие механизма регулирования последовательного процесса их реабилитации (при наличии соответствующих рекомендаций от государственного учреждения медико-социальной экспертизы, либо, в случае их отсутствия, оказания услуг по психосоциальному сопровождению) с возможностью оценки динамических изменений, в случае установления бессрочной инвалидности. Практически данная ситуация обусловлена тем, что в момент оценки нуждаемости в тех или иных видах реабилитационных мероприятий и разработки государственной службой медико-социальной экспертизы, регулирующего реабилитацию документа Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) она попадает исполнителям, которыми фактически являются специалисты учреждений социальной защиты населения, по месту проживания инвалида. Однако, далее индивидуальная программа реабилитации (ИПР) у больных с бессрочно установленной инвалидностью пересмотру не подлежит. Следовательно, если в ИПР указаны (либо не указаны) какие-либо виды реабилитации и вписаны (либо не вписаны) определенные реабилитационные мероприятия, то только их и обязаны обеспечивать специалисты учреждения. Если же мероприятия не вписаны, а больной стал нуждаться в них (что на практике встречается повсеместно), то внести их в ИПР невозможно, в силу бессрочно (пожизненно) установленной группы инвалидности в момент установления которой ИПР и разрабатывается, и содержание которой также приобретает «пожизненно-неизменный» характер.

    В данном случае очевидно, что на протяжении жизни любого человека потребности (на основании которых разрабатывается ИПР, содержащая персонифицировано подобранные мероприятия, с учетом тщательной оценки существующих психо-физиологических и социальных проблем инвалида) могут меняться. Но отслеживаются эти изменения на местах не системно, что приводит при реализации дальнейшего психосоциального сопровождения и реабилитации больных (отрицать потребность в которой у инвалида психоневрологического профиля опрометчиво) к хаотичной манере действий специалистов, нередко осуществляемых под влиянием индивидуального видения руководства учреждения о структуре, содержании и объеме реабилитационного, психосоциального сопровождения вышеупомянутой категории инвалидов.

    Подобные стихийные стратегии в работе с психоневрологическими больными снижают качество их жизни, ущемляют их права, в то время как современные международные подходы обязывают соблюдать права и свободы, обеспечивать все актуальные нужды и потребности инвалидов, что и должно гарантироваться реабилитацией.

    Одним из принципиальных в обеспечении всех прав и свобод человека является средовой фактор. Современная концепция инвалидности и международные подходы подразумевают учет всего полимодального комплекса проблем, формирующих инвалидизацию и ограничения человека, которые состоят не только из физиологических возможностей, обусловленных нарушениями функций и структур организма, но и учитывающих ограничение активности и участия человека в жизни общества, которое формируется в виду обозначенных выше причин, но может преодолеваться при использовании средовых ресурсов (облегчающих факторах окружающей среды) [7; 18].

    В международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) факторам окружающей среды отведено ведущее место, показана их роль в формировании активности и участия человека в системе его взаимосвязей с социумом (Рис. 1).

    Основным положением в данной концепции обозначена ведущая роль личности человека и его вовлеченности в социальную жизнь, посредством АКТИВНОСТИ и УЧАСТИЯ при наличии содействующей ее формированию реабилитационной среды.

    Данная концепция акцентирует важность развития, формирования, поддержания потенциальных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья при доступности всех средовых факторов реализации социальных аспектов жизни через проявление активности и участия в многообразных жизненных сферах — самообслуживании, общении, обучении, социокультурной жизни, труде, спорте и др.

    Представленная в МКФ модель взаимосвязи функциональных и контекстуальных факторов, включая факторы окружающей среды (преградных и способствующих адаптации), и личностные факторы, обеспечивает системный подход в реализации восстановительных возможностей человека, что также необходимо учитывать и в реабилитации психоневрологических больных.

    К сожалению, обеспечение доступности всех указанных факторов в полном объеме находится на данном этапе лишь в перспективных планах совершенствования социальной политики государства по отношению к инвалидам, в то время как в Психоневрологических интернатах г. Москвы ситуация более чем достойная, и данные условия для реабилитации, в основном, созданы!

     

    Рис. 1

     

     

    Особенно отмечу, что нуждаемость в мероприятиях социокультурного, трудового и спортивного характера для инвалидов, постоянно проживающих в учреждениях психоневрологического профиля, чрезвычайно велика, что возлагает на данные учреждения ответственность по организации эффективной доступной среды, в которой психоневрологические больные проводят свое время.

    При отсутствии возможности участия в социокультурных, спортивных и трудовых мероприятиях больные обречены на монотонное однообразное существование, что порождает психосоциальную инертность, эмоциональную неудовлетворенность, не способствует интеграции этих людей в активные социальные взаимодействия.

    При создании в учреждении постоянного проживания для психоневрологических больных доступных условий для получения указанных видов реабилитации через обеспечение кадровым ресурсом и формирования эффективной реабилитационный среды решить вопросы их социальной интеграции можно на достаточно высоком уровне.

    Формирование индивидуальной программы реабилитации (здесь особенно необходимо акцентировать внимание специалистов на слове «индивидуальной») для психоневрологических больных должно осуществляться на основании определения потребности в них с учетом основных общепринятых методологических принципов оказания реабилитационных услуг (раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и последовательность (поэтапность) их проведения, системность и комплексность, а также индивидуальный подход) [1; 6; 13; 14; 15; 17; 19].

    Обеспечить выполнение данных принципов возможно за счет реализации командного подхода и совместной деятельности специалистов медицинского и психосоциального профиля в оказании реабилитационных услуг.

    С точки зрения организации медицинского сопровождения в учреждениях психоневрологического профиля алгоритмы деятельности достаточно отработаны и регламентированы. В отношении психосоциальных аспектов реабилитации картина неоднозначная, и на местах, в основном, зависит от субъективных представлений руководства о данной сфере реабилитационной деятельности. При этом, основополагающая роль функциональных возможностей психики в виде ее эмоционально-волевых, личностных (особенно мотивационных) особенностей в осуществлении основных сфер жизнедеятельности (а значит и социализации), очевидна. Также очевидна необходимость создания единой реабилитационной среды с наличием достаточного материального и кадрового ресурса.

    Следовательно, с точки зрения удовлетворения психосоциальных потребностей больных, в учреждениях с постоянным проживанием инвалидов необходимо сформировать достаточный состав специалистов с целью оказания психологической, психолого-педагогической, социокультурной, трудовой и спортивной реабилитации и сформировать условия для реализации данных видов реабилитации.

    Достаточный и необходимый состав специалистов, способный работать в области психосоциального сопровождения и реабилитации, может состоять из психологов, медицинских психологов, педагогов, воспитателей, логопедов, инструкторов (воспитателей) по физической культуре, трудинспекторов, специалистов по социальной работе и социальных работников.

    Междисциплинарный характер помощи психоневрологическим больным организационно необходимо формировать как «Междисциплинарную службу специалистов психосоциального профиля», что обеспечит залог максимально достойного уровня жизни больных в условиях стационара психоневрологического профиля посредством их интеграции и максимального вовлечения во все социальные аспекты социокультурной, трудовой, профессиональной жизни интерната. Подобная стратегия особенно важна и актуальна по отношению к инвалидам молодого возраста.

    Однако работа в подобном системном формате нуждается в разработке и внедрении новых технологий для поиска наиболее эффективных путей и средств обеспечения организации подобного междисциплинарного сопровождения.

    Для рациональной организации реабилитационного процесса в стационарном учреждении психоневрологического профиля с учетом обозначенных положений целесообразно оптимизировать технологические аспекты осуществления реабилитационной деятельности специалистов на основе междисциплинарного подхода, которые включают разработку концепции оказания услуг психосоциального профиля, формализацию их видов, необходимость учета их выполнения, оценку объема и качества их оказания профильными специалистами, а также оценку их эффективности.

    С методологической точки зрения процедура оценки может осуществляться посредством мониторинга с целью поэтапного отслеживания наступающих эффектов от реабилитационного воздействия либо, в случае их неэффективности, пересмотра программы реабилитационных мероприятий для больных, пожизненно проживающих в интернате.

    Оценка эффективности реабилитационных мероприятий является необходимым условием обеспечения индивидуального подхода к каждому больному в плане гибкого подбора и изменения реабилитационных мер на дальнейший реабилитационный период с учетом функциональных, и эмоционально-волевых и личностных изменений психической деятельности человека в условиях реабилитационной среды. Также оценка динамических изменений важна для инвалидов, у которых ИПР разработана на определенный срок.

    В данном случае учреждение, в котором находился больной, обязано предоставить полную характеристику функционального состояния больного для корректировки мероприятий в ИПР на дальнейший реабилитационный период, что особенно важно для инвалидов молодого возраста.

    Традиционный уклад ведения психоневрологических больных, принятый в стационарных учреждениях, организован следующим образом. Структурно в интернатах, как правило, существует несколько отделений, включая женские, мужские, а также отделения милосердия, в которых находятся наиболее тяжелые, маломобильные больные. Заведующий отделением и лечащий врач отражают текущее психофизиологическое состояние проживающего в истории болезни, в которой содержатся все клинико-социально-психологические показатели, чрезвычайно важные для реабилитационного процесса.

    В учреждениях, где есть другие профильные специалисты, также ведутся записи и рекомендации в истории болезни в отношении режима медикаментозного сопровождения и проживания инвалидов.

    Опыт показывает, что, с организационно-методологических позиций, для мониторинга реабилитационного процесса подобная форма отражения своей деятельности лишь в истории болезни, не позволяет составить целостную картину о вовлеченности больного в реабилитационный процесс и лишает специалистов психосоциального профиля возможности иметь «под рукой» более полную информацию о пациенте, характеризующую не только отдельные показатели, которые, как правило, сохраняются в форме заключений (либо записи в журнале учета проводимых специалистом мероприятий), но и весь спектр клинико-социально-психологических параметров, чрезвычайно важных для комплексной оценки эффекта реабилитации в каждый конкретный момент, а также дальнейшего планирования организации и осуществления реабилитации в целом.

    В целом, сложившаяся традиционная модель ведения психоневрологических больных центрирована на врачах, в то время как специалисты психосоциального профиля либо действуют бессистемно, разрозненно и хаотично «на периферии» реабилитационной активности, либо (к сожалению, и такие случаи есть) отсутствуют вообще. Также нередки случаи, когда специалисты психосоциального профиля (к примеру, психологи), имеющие специализированное образование, выполняют поручения руководства, вообще не относящиеся к своей непосредственной профессиональной деятельности, функции которой руководством данных учреждений неоцененны и недопоняты, а следовательно, и не востребованы. Данная проблема заключается в недостаточной методологической проработке содержания деятельности специалистов данных учреждений, которые «задавленные» авторитетом руководства и врачей, не всегда могут обоснованно отстаивать свои функциональные обязанности в отношении продуманного психосоциального сопровождения больных.

    Избежать подобных сложностей «одностороннего взгляда» и бессистемной профессиональной активности возможно посредством организации командного подхода специалистов психосоциального профиля (медицинских психологов, психологов, воспитателей, трудинспекторов, инструкторов по физической культуре и др.), деятельность которых на междисциплинарной основе будет координировать единая концепция психосоциального сопровождения и реабилитации психоневрологических больных в тесной взаимосвязи с врачами.

    Основным интегрирующим документом, отражающим комплексную картину проводимых реабилитационных мероприятий и психосоциального сопровождения, может стать предлагаемая документальная и отчетная форма «Психосоциальная реабилитационная карта» (далее ПРК) [9; 12].

    Методологическая основа данного документа базируется на основных положениях, законах и нормативных актах в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов [12; 13; 14; 15; 17; 19].

    Также при разработке ПРК учтены современные международные тенденции рассмотрения инвалидности как совокупности множества факторов (физиологических, личностных, с учетом возможности активно участвовать в жизнедеятельности и различных жизненных ситуациях, характеризующих не только градостроительную доступность средовых факторов (например, пандусы и дверные проемы), но и такие аспекты как: возможность получать весь спектр помощи и поддержки от профильных специалистов, в которых нуждается больной, находится в среде полностью приспособленной для жизни людей с различными функциональными ограничениями, в которой также создана особая психоэмоциональная атмосфера принятия, дружелюбия и заинтересованности) [6; 7; 18].

    ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КАРТЫ (ПРК)

    Структурно ПРК включает в себя 4 раздела, состоящие из основных клинико-демографических, социально-средовых и социально-бытовых характеристик и статусов проживающего, психодиагностического и реабилитационного блока, а также раздела суммирующего все отслеживаемые характеристики и интегративного заключения о качественных результатах реабилитационного процесса.

    Технология ведения карты состоит из поэтапного заполнения имеющихся блоков ответственным за ведение данного документа специалистом (наиболее оптимально данную функцию возложить на психолога/медицинского психолога).

    Также ПРК дополняется информацией о проводимых реабилитационных мероприятиях другими профильными специалистами (педагогами, воспитателями, трудинспекторами, инструкторами по физической культуре и др.) в хронологической последовательности, контрольными (этапными) диагностическими обследованиями и финального аналитического этапа — формулирования заключения и интегрального (количественно-качественного) показателя эффективности проведенной реабилитации с указанием объема оказываемых услуг, ведущих реабилитационных факторов и степени их эффективности.

    Фактически, данный документ становится инструментом мониторинга в виде интегративной базы данных реабилитационных диспозиций больных с указанием оказываемых инвалиду видов психосоциальной реабилитации и психосоциального сопровождения, позволяющей отследить алгоритм построения и осуществления реабилитационного процесса и степень его эффективности через динамические изменения в ходе этапных диагностических обследований.

    Также материалы единой психосоциальной реабилитационной карты позволяют мониторировать содержание деятельности специалистов психосоциального профиля, оценивать загруженность, вклад каждого профильного специалиста и, в целом, объем оказываемых инвалиду психосоциальных услуг.

    Этап 1. Создание именной ПРК на проживающего в интернате больного (либо в момент его поступления), в которой заполняется 1 раздел «Общие сведения». Данная часть, как правило, является неизменной, содержит основные клинико-демографические и социально-средовые, социально-бытовые параметры и позволяет специалистам, непосредственно участвующим в реабилитационном процессе, иметь «под рукой» необходимую информацию о больном, не обращаясь в отделение за историей болезни (например, чтобы посмотреть диагноз, возраст и др.)

    Этап 2. Отправной точкой в определении потребности и видов реабилитации является психодиагностическая оценка (проводимая медицинским психологом) реабилитационного потенциала (сохранности психических функций) и реабилитационного прогноза. На основании психологического заключения больному (с учетом имеющихся ресурсов реабилитационной среды) рекомендуются те или иные виды реабилитационных мероприятий, составляющих персональную реабилитационную программу.

    Заполнение 2 раздела ПРК «Психодиагностический блок» начинается с первичного патопсихологического обследования (осуществляемого медицинским психологом), на основании которого в карту вносятся общие впечатления о больном, особенности поведения и уровень коммуникативных способностей, (например: «склонность к побегу» или к «суицидальному поведению»), характеристика высших психических функций (далее ВПФ), особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы на момент заполнения ПРК и сведений по наблюдению медицинского персонала за больным в отделении. Полный текст первичной психодиагностики (имплицидно включенной в реабилитационный процесс и процесс психосоциального сопровождения) также вкладывается в ПРК и дублируется в историю болезни (для информирования лечащего врача об актуальном психоэмоциональном статусе больного). Данная диагностическая часть является первичной точкой отсчета для оценки дальнейших динамических изменений.

    Этап 3. Заполнение 3 раздела «Реабилитационный блок» начинается с выписки из ИПР больного данных о степени выраженности ограничений жизнедеятельности по оценке учреждения МСЭ и заполняется с обязательным указанием даты разработки ИПР, а также, на какой период (либо бессрочно) разработана программа реабилитации. Далее по результатам первичной психодиагностики и наблюдения за больным в стационаре заполняется таблица, отражающая степень выраженности ограничений психологических характеристик, (операциональных, эмоционально-волевых, личностных), формирующих способность (либо ограничения) к осуществлению основных сфер жизнедеятельности с формулировкой степени сохранности реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и тех психологических и социально-психологических параметров, за счет которых возможно достижение полной либо частичной компенсации инвалидизирующих факторов (функциональных, личностных и средовых).

    В подразделе «Рекомендации по реализации реабилитационных мероприятий» указывается получаемое больным лечение и имеющиеся противопоказания (по материалам истории болезни и ИПР, выдаваемой учреждением МСЭ), что важно при рекомендации конкретных видов реабилитации (психологической, психолого-педагогической, социокультурной, трудовой, а также физкультурно-оздоровительной) и формирования конкретного индивидуального плана реабилитационных мероприятий.

    Также отмечается степень мотивационной (личностной) готовности больного к участию в реабилитационном процессе.

    Далее, с учетом имеющихся предпочтений и противопоказаний, в пункте указывается реабилитационное направление и составляется вкладыш . В данной бланковой форме отражается вид реабилитации (например, психологическая), прописываются конкретные мероприятия (например, коррекционно-воспитательные индивидуальные беседы), периодичность их проведения (например, 1 раз в неделю), продолжительность (например, в течение года) и ответственный за исполнение специалист (например, психолог). Аналогично прописываются конкретные реабилитационные мероприятия по каждому виду реабилитации (социокультурной, трудовой, спортивной) в виде утвержденных в учреждении реабилитационных программ в соответствии с деятельностью профильных специалистов (воспитателей, трудинспекторов, инструкторов по физической культуре и спорту и др.)

    Копии индивидуального реабилитационного плана раздаются специалистам (исполнителям), ответственным за их проведение, сводный план (с указанием реабилитационных программ по всем реабилитационным направлениям) находится в ПРК для дальнейшего контроля междисциплинарной реализации психосоциального сопровождения больных.

    Контроль над проведением запланированных реабилитационных мероприятий производится через обратную связь посредством вкладыша «Перечень выполненных реабилитационных мероприятий, осуществляемых специалистом (психологом, медицинским психологом, воспитателем (педагогом), воспитателем (по физической культуре и спорту), инспектором по трудовой деятельности и др.)». Заполняется данный перечень непосредственно исполнителем нарастающим итогом с указанием даты проведения, вида реабилитации, используемой (Утвержденной в учреждении программы), с дублирующей записью в журнале выполняемых работ. Далее, на конец месяца, (например, на «30» число) перечень сдается для внесения в ПРК с целью анализа проведенных за месяц мероприятий по каждому больному и планового обсуждения специфики реабилитационного процесса на сводном совещании, где под руководством заместителя директора по лечебной части докладываются и обсуждаются достигнутые этапные результаты всеми занятыми в реабилитации специалистами и врачами.

    Этап 4. Заполнение 4 раздела «Аналитический блок качественно-количественной оценки эффективности реабилитационного процесса» производится ответственным за ведения ПРК. Функционально данный раздел является ключевым в организации мониторинга реабилитационного процесса. С целью выявления каких-либо динамических изменений в значимых реабилитационных диспозициях медицинский психолог отслеживает актуальное состояние инвалида в динамике, диагностирует больного, вносит результаты диагностики в виде патопсихологического заключения, что отражается в разделе «Психодиагностическое обследование (повторное)», также дублируя его запись в историю болезни для информирования врача. На основании этапного психодиагностического обследования повторно анализируется степень сохранности психологических (операциональных, эмоционально-волевых и личностных) параметров на данном этапе, формирующих ограничения сфер жизнедеятельности и степень сохранности/утраты реабилитационного потенциала, сформировавшегося за прошедший реабилитационные период. Также заполняется количественная таблица, структурно отражающая виды реабилитационных мероприятий и доминирующее реабилитационное направление, в котором участвует инвалид. На основании количественной таблицы заполняется таблица, характеризующая степень вовлеченности (активности и участия) инвалида в реабилитационный процесс в рамках специально созданной единой реабилитационной среды учреждения. Дальнейший сравнительный анализ проводится посредством сопоставления исходного (первично выявленного) уровня реабилитационного потенциала и сформировавшегося потенциала за прошедший реабилитационный период.

    Анализ производится исходя из основных реабилитационных диспозиций: функциональных (ВПФ), личностных (персональных), степени вовлеченности больного в реабилитационный процесс (интенсивности участия в мероприятиях) и доступности реабилитационной (специально созданной для инвалидов) среды в отношении оптимальных реабилитирующих (материально-технических, информационных, социально-психологических, рекреационных и кадровых) условий. Проведенный анализ позволяет суммировать полученные результаты и вывести интегральный показатель эффективности реабилитационного процесса по основным оцениваемым факторам: функциональному, мотивационному (личностному), по вовлеченности (активности и участию в реабилитационном процессе), а также по организации реабилитирующей доступной среды (средовым факторам).

    Необходимо отметить, что для психоневрологических больных, постоянно проживающих в специализированных интернатах, прогнозирование достижения положительных динамических результатов на уровне функциональных (и даже мотивационно-личностных) может быть неоправданно нереалистичным. В то время как усилия по развитию всех направлений в области создания доступной реабилитирующей среды и способов активного вовлечения больных участвовать в социокультурной, трудовой и спортивной жизни интерната наиболее оправданы, должны приветствоваться и поощряться, так как именно эти факторы и обеспечивают социальную интеграцию данной категории больных.

    Финальная часть аналитического блока должна заканчиваться «Заключением» о квалификации степени эффективности (например: комплекс реабилитационных мероприятий эффективен).

    С учетом особенностей контингента психоневрологических больных за эффективность возможно принимать как достигнутую положительную динамику в отдельных реабилитационных диспозициях, так и ее отсутствие (т.е. стабильное состояние без динамических изменений), неэффективность реабилитационной программы квалифицируется в случае отрицательной динамики отслеживаемых факторов (с наибольшим акцентом на фактор «активности и участия» и «организации доступности реабилитационной среды»), так как по понятным причинам «функциональные» и «личностные» параметры психоневрологических больных имеют стойкую тенденцию к негативным изменениям.

    Подобный организационно методологический подход к психосоциальному сопровождению психоневрологических больных на междисциплинарной основе обеспечивает объективный мониторинг реабилитационного процесса, позволяет оптимизировать межведомственное взаимодействие, дает возможность интегрировать в хронологической последовательности содержание и объем всех психосоциальных мероприятий, осуществляемых профильными специалистами для каждого конкретного проживающего, и проводить их системный анализ, накапливая данные для дальнейшей стратегии реабилитации каждого больного.

    Также данная технология позволяет достигнуть выполнения важнейших принципов реабилитации инвалидов — непрерывности и индивидуального подхода в виде оптимального подбора реабилитационного режима (показанных и противопоказанных реабилитационных мероприятий), цикличного проведения комплексной реабилитационной программы, этапного контроля и оценки ее эффективности, выявления дальнейших «реабилитационных мишеней» на последующий реабилитационный период с учетом достигнутых изменений и возможностей имеющейся реабилитационной среды, формируя, восстанавливая и усиливая активность и участие больных в осуществлении своей жизнедеятельности (Рис. 2).

     

    Рис. 2

     

     

    Организация в ПНИ объединенной службы специалистов психосоциального профиля, работающей на междисциплинарной основе, и введение мониторинга посредством ПРК является необходимым условием оптимизации качества предоставления реабилитационных услуг психоневрологическим больным, пожизненно проживающим в специализированных учреждениях психоневрологического профиля, повышая уровень их социальной интеграции.

    Предложенные стратегии совершенствования реабилитационных подходов психосоциального сопровождения согласуются с международными требованиями социального обеспечения с учетом, программы «Доступная среда», Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), Конвенцией о правах инвалидов, принятием нового Федерального Закона «Об образовании» и положениями Национального стандарта РФ «О социальном обслуживании населения» и «О реабилитации инвалидов», акцентирующих важную роль личностного реабилитационного потенциала и всех соответствующих прав и свобод человека независимо от имеющихся дефектов.

     

    Литература

    1.   Андреева О.С. Организационные и методические основы формирования и развития государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации: автореф. дисс. … д-ра мед. наук. – М., 2002.

    2.   Дементьева Н.Ф., Жигарева Н.П. Перспективы развития системы реабилитации инвалидов вследствие психических заболеваний в учреждениях социальной защиты // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2011. – № 2. – С. 12–15.

    3.   Жигарева Н.П., Дементьева Н.Ф. Научное обоснование системы комплексной реабилитации инвалидов в психоневрологических учреждениях социальной защиты // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2011. – № 2. – С. 15–19.

    4.   Жигарева Н.П., Филаткина Н.В. Социальные показатели группировки инвалидов в целях их реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей с ограниченными возможностями. – 2010. – № 3. – C. 57–59.

    5.   Закон РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании».

    6.   Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. – URL: http://www/un.org./Russian/disabilities/convention/ disabilities conv.pdf.

    7.   Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): 54 сессия Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения 22 мая 2001 г. // Библиотечная служба ВОЗ. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Министерства труда и социального развития РФ, 2003. – 228 с.

    8.   Морозова Е.В. Реабилитационная деятельность психолога в условиях психоневрологического интерната // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2010. – № 3. – C. 49–54.

    9.   Морозова Е.В., Бурлакова Д.И. Психологическая реабилитационная карта как инструмент учета реабилитационного процесса // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2011. – № 2. – С. 54–57.

    10.   Морозова Е.В. Перспективные направления развития психологической реабилитации в русле современных ресурсно-развивающих технологий // Современные подходы к медико-социальной экспертизе в РФ с учетом МКФ и Конвенции ООН о правах инвалидов: материалы научно-практической конференции, Ижевск, 21–23 июня 2011 г. – Ижевск, 2011. – С. 207–209.

    11.   Морозова Е.В., Жукова Е.В. Оценка эффективности профессиональной деятельности специалистов психосоциальной сферы // О ходе реализации апробации новых подходов, нормативных документов, методик и технологий в практической деятельности учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений МКФ: информационно-методический сборник научно-практ. конф. – Геленджик, 2012. – С. 133–136.

    12.   Морозова Е.В. Технология организации и мониторинга психосоциального сопровождения инвалидов в условиях психоневрологического интерната // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2013. – № 1. – C. 85–89.

    13.   Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53874-2010 «Основные виды реабилитационных услуг».

    14.   Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 (принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст.) «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг».

    15.   Основы медико-социальной экспертизы / А.И. Осадчих, С.Н. Пузин, Д.И. Лаврова и др. – М.: Медицина, 2005. – 448 с.

    16.   Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

    17.   Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».

    18.   Справочник по применению классификаций и критериев при проведении медико-социальной экспертизы с учетом Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья: методическое пособие / под ред. проф. Д.И. Лавровой. – ФГБУ ФБ МСЭ, 2012. – 346 с.

    19.   Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

     

     

    Приложение 1.

     

    ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЖИВАЮЩЕГО

    () При формировании электронного вида психосоциальной реабилитационной карты дополняется необходимое количество строк после каждого параметра.

     

    1. Общие клинико-демографические, анамнестические, социально-
    средовые и социально-бытовые характеристики.

    Ф.И.О.__________________________________________________г.р.________возраст____________

    Отделение ________________________ корпус _____ этаж ________ палата ___________________

    Лечащий врач _________________________________________________________________________

    Диагноз (длительность заболевания) _____________________________________________________

    Сопутствующие заболевания ____________________________________________________________

    Дееспособность _______________________________________________________________________

    Группа инвалидности (причина, срок) ____________________________________________________

    Дата поступления _____________________________________________________________________

    Предыдущее место нахождения (с какого возраста) ________________________________________

    Анамнез ______________________________________________________________________________

    Наследственность _____________________________________________________________________

    Образовательный статус:

    –имеет начальное общее образование, имеет основное общее образование, имеет среднее полное образование, имеет начальное профессиональное образование, имеет среднее профессиональное образование, имеет высшее профессиональное образование.

    –обучался: в массовом общеобразовательном учреждении; в специальном (коррекционном) образовательном учреждении ______ вида; обучался на дому по программе ___________________

    _____________________________________ не обучался _____________________________________

    Профессиональный статус:

    –имеет профессию____________________________________ не имеет _________________________

    –трудовая направленность ______________________________________________________________

    –стаж работы: _________________________________________________________________________

    Семейный статус:

    женат, замужем, холост, разведен (наличие родственников мать, отец, жена, муж, дети, братья сестры, дядя, тетя, племянники) _________________________________________________________

    Больной посещается родственниками, регулярно, эпизодически, крайне редко, родственники не посещают ____________________________________________________________________________

    Социально-бытовой статус:

    Способ передвижения (не передвигается, передвигается с помощью других лиц, передвигается с помощью ТСР (коляска, костыли, опоры, протезы, ортезы), передвигается самостоятельно в обычном/замедленном темпе) ___________________________________________________________

    Форма проживания (пятидневка, постоянное, временное) ___________________________________

    Режим: (постельный, в пределах отделения, свободный выход, выход по пропускам,) ___________

    ______________________________________________________________________________________

    Самообслуживание:

    питание (самостоятельное, с помощью других лиц), одевание, элементарная уборка помещения (самостоятельное, с помощью других лиц); гигиенические процедуры (самостоятельное, с помощью других лиц); уход за одеждой (самостоятельное, с помощью других лиц).

    С кем проживает в комнате _____________________________________________________________

    Сведения о госпитализации в ПБ (причина, срок пребывания) ________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    2. Психодиагностический блок. 2.1. Краткая характеристика ВПФ, эмоционально-волевой и личностной сферы больного (больной) на момент заполнения ПРК

    Общее впечатление (благоприятное, внешний вид опрятный, неряшливый, присутствует запах грязного тела, нарушение походки) ______________________________________________________

    Общее поведение и коммуникативные способности (контакту доступен, легко вступает в контакт, контактирует избирательно, контакт формальный, контакту не доступен, дистанцию соблюдает, склонен нарушать дистанцию, склонен к побегу, склонен к суицидальному поведению), ________

    ______________________________________________________________________________________

    Речь _________________________________________________________________________________

    Эмоционально-волевая сфера ___________________________________________________________

    Уровень мышления и интеллекта _________________________________________________________

    Аттентивно-мнестические процессы ______________________________________________________

    Динамические особенности психической деятельности _____________________________________

    Личностная сфера (круг общения и интересов, отношение к проживанию в интернате, критичность (в том числе к болезни и к инвалидности) самооценка, идентичность, потребностно-мотивационный уровень, отношение (установки) к окружающим, к труду), уровень социально-личностного функционирования (широта социальной сети (общение за пределами интерната, общение с родственниками и др.) _______________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________

    Характеристика активности и участия проживающего со слов персонала (врачей, медсестер, соцработников, санитаров) по результатам наблюдения за больным в стационаре (эмоционально-коммуникативные отношения, проблемы принятия, конфликтность, подчиняемость, пассивность, самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических процедур, самообслуживания без посторонней помощи, с частично посторонней помощью, неспособность к самообслуживанию, склонность к нарушению режима)

    2.2. Психодиагностическое обследование (первичное)

    (заключение дублируется в историю болезни проживающего)

    От «____»________________________20___года

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________

    «___»______________20____ г.

    __________________/______________________/

     

    3. Реабилитационный блок. 3.1. Оценка реабилитационного прогноза и потенциала

    Степень выраженности ограничений основных сфер жизнедеятельности по результатам МСЭ
    (ИПР разработана __ впервые, повторно ________ на срок до _______________ /бессрочно)

    3.2. Психологические аспекты, формирующие ограничения сфер жизнедеятельности
    по данным обследования (от «_____» __________________20___ г.)

    3.3. Характеристика реабилитационного потенциала и прогноза

    Реабилитационный потенциал (полностью сохранный, относительно высокий, удовлетворитель-ный, снижен, значительно снижен) ____________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    Реабилитационный прогноз (положительный, неопределенный (сомнительный), отрицательный)

    ________________________________________________________________________________

    Возможность компенсации:

    за счет сохранности у больного ВПФ_________________________________________________________

    за счет сформированности мотивационной сферы____________________________________________

    за счет создания эффективной, доступной реабилитационной среды_________________________

    за счет активного вовлечения больного в участие в реабилитационном процессе через индивиду-ально-подобранные реабилитационные мероприятия____________________________________________

    3.4. Рекомендации по реализации реабилитационных мероприятий.

    (рекомендуемые виды реабилитации, мотивационная готовность к участию в них,
    а также специфика медикаментозной терапии и имеющиеся противопоказания)

    3.4.1. На период планируемых реабилитационных мероприятий больной
    получает медикаментозную терапию: 3.4.2 Рекомендации о противопоказанных и доступных:

    (заполняются по материалам истории болезни и ИПР,
    выдаваемой государственным учреждением МСЭ)

    3.4.3. Мотивационная (личностная) готовность больного к следующим видам реабилитации: 3.5. Виды реабилитации и возможные реабилитационные мероприятия

    Психологическая реабилитация (психолого-педагогическое сопровождение: психологическая помощь и коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая форма): занятия, тренинги, игры, беседы, индивидуальное психологическое консультирование, наблюдение и индивидуально-коррекционные беседы, дефектологическая коррекция и др.) ___________________

    _______________________________________________________________________________

    Социокультурная реабилитация (культурно-массовые мероприятия: театральные, литератур-ные и музыкальные, танцевальные вечера и постановки, концерты, выставки, (в том числе за пределами интерната); культурно-просветительские мероприятия: информационные беседы, библиотерапия, просмотр кинофильмов, выездные экскурсионные мероприятия; кружковая деятельность: различные творческие занятия (бисероплетение, вязание, аппликация, лепка, чеканка, вышивание нитками «мулине», бисером, плетение «макраме» и др.) __________________________

    _______________________________________________________________________________

    Трудовая занятость на производственной базе интерната (изготовление различных изделий): посильная помощь по уборке в пределах отделения, работа на производственной базе интерната, работа по уборке и техническим работам на территории, уборка рекреационных помещений, трудоустройство за пределами интерната) _____________________________________________

    Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт (индивидуальные и групповые игровые занятия в спортивном зале и на тренажерах, секционные занятия, участие в спортивных соревнованиях (в интернате, за пределами интерната, спортивно-оздоровительный туризм и др.) _______________________________________________________________________________

    3.6. Индивидуальный реабилитационный план

    (с учетом имеющихся противопоказаний (указанных в истории болезни) по результатам психодиагностического обследования, анализа реабилитационного потенциала (операциональных возможностей и мотивационной готовности больного)

    На 20_____г. проживающему/проживающей рекомендованы следующие реабилитационные мероприятия (программы):

    (копии индивидуального плана раздаются профильным специалистам (исполнителям)
    для реализации, проведения намеченных реабилитационных мероприятий)

    Рекомендации разработаны:

    ______________/__________________________/

     

    3.7. Перечень выполненных реабилитационных мероприятий
    на «_____»_____________20____г.,
    осуществляемых специалистом (психологом, медицинским психологом,
    воспитателем (педагогом), воспитателем (по физической культуре и спорту), инспектором по трудовой деятельности и др.).

    (заполняется профильным специалистом, нарастающим итогом с дублирующей записью в журнале специалиста, ответственного за проведение мероприятия, далее ежемесячно на «30» число перечень сдается специалисту, ведущему ПРК, для учета проведенных мероприятий)

    Подпись профильного специалиста__________________   «___»_____________20____г.

     

    4. Аналитический блок качественно-количественной оценки эффективности реабилитационного процесса. 4.1. Психодиагностическое обследование (повторное) от «___»_________20__ г.

    (заключение дублируется в историю болезни проживающего)

    ______________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________

    «___»______________20____ г.
    __________________/______________________/

     

    4.2. Психологические параметры, формирующие ограничения сфер жизнедеятельности
    по данным наблюдения за больным в стационаре (за период с «____» _________20___г.
    по «____»____________20___г.) и обследования (от «_____»________________20___г.)

    Вписываются психологические функциональные параметры, формирующие ограничения в сферах жизнедеятельности

    4.3. Количественный показатель участия в реабилитационных услугах
    за период «___»_____________ 20___ г.:

    По итогам 20___ года участвовал (а) в следующих реабилитационных мероприятиях
    (в рамках специально созданной единой реабилитационной среды):

    4.4. Активность и участие в реабилитационных мероприятиях, в рамках
    специально-созданной единой реабилитационной среды учреждения

    (заполняется по соотнесению количества мероприятий из предыдущей таблицы, в которых участвовал инвалид,
    по отношению к общему числу реабилитационных мероприятий, проводимых в интернате)

    4.5. Сравнительная таблица динамических изменений степени выраженности реабилитационных факторов 4.6 Интегральный показатель эффективности проведенной реабилитации
    за период с «___» ____________20__ г. по «___» ____________20__ г. 4.7. Заключение по результатам проведения комплексной реабилитации Таким образом, проведенный комплекс реабилитационных мероприятий:

     

    Далее больному рекомендовано: _________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    __________________/______________________/

    «____»_________________20__г.

     

    Приложение 2.

    Перечень программ используемых для оказания комплексной
    психосоциальной реабилитации в Психоневрологическом интернате

    Подробное описание реабилитационных программ (реабилитационных мероприятий) в соответствии с данным перечнем, с указанием целевой аудитории (показаниями и противопоказаниями), задачами, методологией, на которой основана разработка и проведение программы, списка научно-методической литературы, форм и объема ее проведения должны храниться у профильных специалистов.

    Непосредственный исполнитель реабилитационных мероприятий и куратор, назначается в соответствии с профессиональной принадлежностью специалиста и внутриведомственного организационного распреде-ления участков курации.

     

     

    Ссылка для цитирования

    Морозова Е.В. Психосоциальная реабилитационная карта как технология психосоциального сопровождения инвалидов в условиях психоневрологического интерната [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 2 (2). – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

     

    Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

     


    Источник: http://www.medpsy.ru/climp/2013_2_2/article08.php


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Похожие новости


    Одеяло из вышивки к
    Вязание для начинающих на спицах жакет
    Тонкие нитки для вязания крючком салфеток
    Как связать крючком простейшую салфетку видео
    Лебеди из природного материала для поделки
    Лилия боровая фаргер одноклассники вязание
    Вышивание для ребенка с простого


    Вязание кружковая работа
    Вязание кружковая работа


    Педагогический проект Удивительный мир бумаги
    Программа кружковой работы по ручному труду «Очумелые ручки» в



    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ